Ширину бортовых килей выбирают в большинстве случаев равной 2,5—3% ширины катера. Показанное на рисунке поперечное сечение деревянного бортового киля относится к туристскому катеру длиной около 12,50 м и шириной 3,80 м, очень похожему на катер со вспомогательным парусным вооружением. На быстроходных катерах следят за тем, чтобы бортовые кили устанавливались по возможности дальше к корме, так как там они лучше располагаются в потоке.
Бортовые планки можно устанавливать и выше ватерлинии, как изображено на рис. 247, б. Правда, поверхность воды является очень неспокойным элементом для использования в качестве успокоителя бортовой качки; однако на малых катерах благодаря этому достигли очень хороших результатов. На изображенном катере длиной 7 м кормовая оконечность бортовых планок расположена примерно в 10 см над ватерлинией с соответствующим подъемом к носу. Но следует экономить ширину планок; в данном случае оправдала себя ширина, равная 12 см.
Обе носовые успокоительные планки способствуют отражению водяных брызг от бортов.
81. Активные стабилизаторы бортовой качки
Неравномерные колебания, возникающие при бортовой качке туристского катера, показаны на диаграмме бортовой качки (рис. 248). Она изображает бортовую качку туристского катера средней величины, не имеющего успокоителей, при силе ветра 4 балла, при этом катер расположен лагом к волне.
Из рисунка видно, что собственный период качающегося судна довольно точно выдерживается во всем диапазоне измерений.