26. Пять вариантов
общего расположения в 11-метровом корпусе
Серийное производство снижает стоимость. Это не зависит от того, изготовляют ли катера с металлическими или деревянными корпусами на кустарных верфях или с корпусами из стеклопластика индустриальными методами. В последнем случае высокая стоимость оснастки окупится тем, что на одной матрице можно будет отформовать не менее восьми корпусов.
Если деревянные или металлические корпуса строят серийно ручным способом, то и тогда по сравнению с единичной постройкой достигается значительная экономия средств. Поэтому часто для одного базового корпуса разрабатывается много вариантов надстроек.
На рис. 92, а—д показаны пять существенно разных вариантов катера с наибольшей длиной 11,2 м и шириной 3 м.
Под общим названием «Риомар» построено в достаточном количестве четыре таких варианта. То, что вариант, представленный на рис. 92, в, не заказывался — чистая случайность; в нем много полезного.
Название катера «Риомар» означает «Река и море». Многие такие катера успешно эксплуатируются на море. Особенно хороши варианты and — не столько вследствие присущего им общего расположения, сколько из-за их спортивного назначения. Существенное различие вариантов состоит в размещении поста управления и в общем расположении кормовой части катера: а, б и в предусматривают большой кокпит (до транца); г и д — кормовую каюту. Каждый вид общего расположения имеет свои преимущества, но, вероятно, и недостатки. На рис. 93, а жилая главная каюта находится у входного трапа (рис. 93); камбуз и туалет в противоположность всем приведенным ранее схемам общего расположения продвинуты вперед. В главной каюте предусмотрены три спальных места: одно откидное на правом борту и двуспальная койка, образуемая из двух угловых сидений и стола.
Схема общего расположения, показанная на рис. 93, б, имееш сходство с приведенной выше, но в этом случае камбуз и туалет» оборудованы прямо у входного трапа в средней части судна. В кормовой части кокпита установлен второй обеденный стол, которы! может быть защищен от солнечных лучей или дождя при помощи водонепроницаемого тента.